Мы рады Вас приветствовать на сайте МОУ «Меловатская основная общеобразовательная школа»!

403773, Россия, село Меловатка,  улица Центральная 54, телефон: 8(84454)5-67-58

Вашему ребёнку уже 5 или 6 лет? Самое время задуматься о школе!
С какого возраста отдать в школу Ваше Солнышко: с 6,6 или 7 лет? А может лучше с 8 лет?
Готов ли ребёнок к школьной жизни?
Как подготовить ребёнка к школе и нужно ли это делать?
Что делать, если у вас нет возможности посещать специальные подготовительные занятия?
Что должен знать и уметь ребёнок к первому классу?
А готовы ли Вы, родители, к таким серьёзным изменениям в жизни Вашего ребёнка? Готовы ли Вы помочь своему ребёнку комфортно перейти от игры к новой ступеньке его жизни - учёбе?

В дорогу, девчонки, в дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний шагайте смелей.
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней.


Когда мы хотим начать новое дело в своей жизни, то всё тщательно продумываем: оцениваем свои знания и возможности, пытаемся предсказать результат. Мы ответственно подходим к своему новому проекту и боимся попасть в беду, подвести своих родных, коллег или знакомых. Я думаю что ни одно серьёзное и ответственное дело не начинается Вами, уважаемые взрослые, только потому, что так делают все. То есть за компанию. Поступление любимого дитя в школу - это тоже большая ответственность родителей перед собственным ребёнком. Ведь на кон ставится здоровье и развитие ребёнка, его жизнь на ближайшие 11 лет. И в этот момент очень хорошо подойдет правило :"Не навреди". Вот почему очень важно понять, в каком возрасте легче и комфортней всего будет Вашему ребёнку идти в школу. Поступление ребёнка в школу совпадает с началом нового возрастного периода в жизни ребёнка - периода младшего школьного возраста. Перешагивая на новую ступень своей жизни, каждый человек обязательно переживает определённый кризисный этап. Все научные исследования и методические прогрраммы в области современной педагогики строятся на основе положений великого психолога Л.С. Выготского и его последователей Л.И.Божович и Д.Б.Эльконина. Но мы не будем сегодня подробно разбирать все жизненные этапы, а поговорим только о изменениях в развитии ребёнка при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту и о кризисе 7 лет. Каждый новый этап в развитии похож на новый виток спирали. Новые знания, умения и навыки базируются на основе старых знаний умений и навыков. Вот и начнём с базы, а именно со старшего дошкольного периода (5-7 лет, 5-8 лет). В это время ребёнок воспринимает мир через эмоции и чувства. Это может выражаться в быстрой смене настроения. Дети непосредственны в общении, не умеют лукавить и врать. Часто говоря, то что думают или слышат от взрослых, копируют в игре и в общении поведение родителей, знакомых, литературных героев и т.д. Все жизненные навыки ребёнок вбирает через сюжетно - ролевую игру. Это основная деятельность дошкольника. Она необходима ребёнку, как еда, сон, воздух. Только если в дошкольном возрасте ребёнок достаточно наиграется, он сможет вовремя перейти к новой учебной деятельности.Это естественный процесс, заложенный самой природой. Именно в этом возрасте очень хорошо развивается память. Все знания усваиваются дошкольником с опорой на конкретные ситуации. Нужно также отметить, что ребёнок дошкольного возраста имеет ещё неадекватно завышенную самооценку. Он не умеет критически оценивать своё поведение, переживать за свои плохие поступки. И вот вы всё чаще и чаще начинаете замечать, что ваш ребёнок как-то изменился. Причём изменения произошли не только во внешности, но и в поведении. Старайтесь внимательно наблюдать за ребёнком и фиксировать для себя эти перемены: За короткий период ребёнок очень сильно и быстро вырастает. Молочные зубы начинают постепенно заменяться постоянными. Падает работоспособность. У маленького человека начинает появляется свой внутренний мир: ребёнок уже не всегда делиться с вами всеми своими переживаниями, открытиями, появляются первые неумелые попытки утаить что-то от родителей, слукавить. Прежде послушный и спокойный ребёнок вдруг становить манерным, вертлявым. В общественных местах и среди незнакомых людей (в транспорте, в магазине, в музее и т.д.) он начинает паясничать или капризничать. В этот момент, вам кажется, что он делает это специально, пытается вас разозлить. В этот период можно заметить, что ребёнок начинает чаще обычного спорить с вами, старается делать все наоборот. И все чаще и чаще вы говорите: "Он стал неуправляемым. Я не могу справиться с ним". Между вами появляется некая натянутость в отношениях. Если постепенно вы стали замечать у ребёнка появление тех или иных перемен, описанных выше, то вы должны понять, что ваш ребёнок вступил в новый переходный период своего развития. Психологи называют его "кризисом потери непосредственности" или "кризисом 7 лет". Сразу хочу отметить, что переход от дошкольного к младшему школьному возрасту может начаться и раньше семи лет, и позже. Всё зависит от условий жизни и развития ребёнка в более ранние периоды. Сразу спешу вас успокоить. Такое не совсем адекватное поведение закончится через год, полтора. Ваш ребёнок взрослеет, поэтому взрослый тоже должен взрослеть вместе с ним. Начинайте вести с ребёнком не как с дошкольником, а как с человеком, который хочет стать школьником. В повседневной жизни давайте ребёнку больше самостоятельности, но ограниченной. Это значит, что вы разрешаете уже больше, но ещё не все. Демократия не должна обернуться анархией. Объясните ребёнку смысл пословицы: "Любишь кататься, люби и саночки возить". Договоритесь о том, что увеличение количества прав, увеличивает и количество обязанностей и уровень ответственности ребёнка за свои поступки. С другой стороны, сейчас, как никогда, вашему ребёнку нужна поддержка и понимание взрослого. Старайтесь меньше применять авторитарные способы наказания :"Встань в угол", "Нет, и всё. Я так решила. " ,"Ты должен делать так, как я сказала"... Знакомые формы общения, не правда ли? Попробуйте обсудить с ребёнком дома его плохое поведение в магазине. Пусть он выслушает, ваши доводы. Дайте ему возможность оправдать своё поведение. Задайте ему вопрос: "А как ты считаешь, ты хорошо вел себя в магазине? Почему ты так думаешь?"А как надо было себя вести?" "Попробуй нарисовать свои правила поведения." Новая модель поведения родителей поможет легче пережить ребёнку кризис, стать более спокойным, почувствовать защищённось. С чем же связаны такие перемены в поведении ребёнка, и какие новые черты младшего школьного возраста должны образоваться? Итак, вернёмся к игре дошкольника. Именно сюжетно- ролевые игры в семью, больницу, школу, гонки, сражения и т.п., подражание поведению литературных героев является фундаментом для развития новой формы познания и общения - воображения. Используя вообрадение, ребёнок начинает не только задавать вопросы, но и находить на них ответы, используя рассуждения. Доктор психологических наук Л.Ф.Обухова так описывает свои даблюдения "маленьких философов": Марина К. (7 лет). "Откуда солнце на небе?" -- "Его, наверное, сделали". "Кто?" -- "Я думаю, что его сделали космонавты или летчики". "А луна откуда?" -- "Ее тоже сделали, только космонавты". "Почему только космонавты?" -- "Потому что они могут долететь до луны. Луна выше солнца" "А звезды откуда?" -- "Их тоже сделали космонавты из железа блестящего. Потом они его почистили"... Гоша С (6 лет 5 месяцев) "Откуда звезды на небе?" -- "Из золотых бумаг Их туда космонавты бросили". . Андрей О (6 лет 9 месяцев) "Откуда приходят сны?" -- "Это уже трудный вопрос В i олове появляется какоето существо, и там тебе показывает сны, как бы мультфильмы, и они всю ночь снятся"... Но что сразу бросается в глаза? Ребёнок пытается рассуждать и найти ответ на вопрос старым и привычным для него способом (используя игру). Но старый способ не даёт желаемого результата. Иными словами, желания увеличиваются, а умения остаются пока на том же уровне. Чтобы удовлетворить свои желания, ребёнок начинает искать новые способы получить знания. К вопросу "почему?" добавляется вопрос "как узнать?". Но не всё получается с первого раза, не сразу удаётся найти новый способ познания. В душе ребёнка возникает тревога, страх и неопределённость. Это и есть первая причина психологического дискомфорта и непонятного поведения ребёнка. Ну что же. Мы поговорили о первой причине изменений в развитии ребёнка при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Это противоречие между потребностью и умениями. Отправной точкой этих изменений является появление у старшего дошкольника воображения. Ребёнок фантазирует, рассуждает и: учится переходить от конкретных ситуаций к объединению их в общие правила ; учится выделять существенное; ребёнок учится смотреть на себя со стороны; учится планировать свои действия. Все эти навыки у дошкольника особенно эффективно помогают сформировать настольные игры с правилами и командные соревнования, например, "Весёлые старты", "Весёлые конкурсы"и т.п. Именно в таких формах общения ребёнок начинает сравнивать свои возможности и знания, своё поведение с поведением и навыками взрослых и других детей. Играйте с ребёнком, играйте! Происходят ситуации, когда ребёнок проигрывает и не получает поощрений. Он уже не всегда лучший. Приведу один пример из собственной практики. Когда в очередной раз я взяла первоклашек, то поняла, что сплотить детей в один коллектив будет сложнее, чем в прошлые потоки. Слишком много было ребят психологически неготовых к школьному обучению. И адаптационный период, и внеклассные мероприятия, и уроки шли очень нелегко. "Делаю то, что хочу!", - было основным правилом многих учеников. Мы учились работать в парах, в четвёрках, в группах. Ребята с трудом привыкали слушать не только себя, но и других. Многие очень болезненно переживали свою несостоятельность в разных областях школьных отношений: отказывались работать коллективно, бросали тетрадки на пол, устраивали истерики, обижались, если хотя бы один раз они не были в чём-то первыми. Беседовала с родителями. Результат стал появляться постепенно. И ко второму классу почти все детишки стали более адекватно относиться к коллективной работе, к оценкам (не к отметкам - их нет в первом классе) учителей и воспитателей. Но некоторые смогли изменить свою самооценку только к середине второго класса. У кого-то до сих пор есть остаточные проблемы. Тренинги, конкурсы, групповые творческие дела, постоянные упражнения по самооценке возможностей потихоньку меняют отношения ребят в классе. Да и родители стали меняться. Имея завышенную пока самооценку дошкольника, ребёнок начинает осознавать, что он не самый замечательный и не самый умный. Это вторая причина психологического дискомфорта и непонятного поведения ребёнка. Постепенно самооценка маленького гения начинает снижаться. Ребёнок уже может чётко оценивать, что он делает хорошо, а что ещё не очень. Конечно, дети, которые ежеминутно слышали хвалебные оды в свой адрес, будут переживать это разочарование сложнее. И "кнута", и "пряника" должно быть в меру. Так в поведение ребёнка появляется новая форма. Ребёнок начинает по-разному оценивать своё поведение, свои знания и умения: "Это я делаю хорошо, а это не очень. Это я умею, а это нет". Изменив своё отношение к игре, ребёнок начинает понимать, что игровые правила не всегда действуют в обычных жизненных отношениях в семье, с друзьями, со взрослыми. Их нельзя менять по собственному желанию. В жизни нужно знать и уметь пользоваться правилами общества. Именно эти правила могут теперь помочь получить новые знания, а значит быть значимым не только для себя, но и для других (родителей, воспитателей, учителей, сверстников). Так у ребёнка появляется самый важный признак возрастных изменений - произвольность. Это умение управлять собственными психическими функциями (памятью, вниманием, восприятием, теоретическим мышлением), желаниями; критически оценивать себя. Психологами доказано, что если воображение может сформироваться и к 6 годам, то произвольность формируется только к семи годам, а у некоторых детей и позже.


 
Используются технологии uCoz